Чем рискует молодежь от чрезмерного использования ИИ в образовании
10 мая, РИА Биробиджан. В последние годы искусственный интеллект стал неотъемлемой частью многих отраслей, включая образование. По данным ВЦИОМ, к 2024 году уровень интеграции ИИ в российские компании вырос до 43%, в то время как в финансовом и IT-секторах этот показатель достиг внушительных 66%. Однако с ростом технологий возникает и ряд угроз, касающихся даже школьников и студентов в Еврейской автономной области.
От начальной школы до университета
ИИ активно внедряется в различные сферы жизни от медицины до образования. В школах он позволяет оптимизировать административные процессы, такие как проверка домашних заданий или составление расписания, тогда как в колледжах и техникумах, например, используются симуляторы для практических занятий по медицине и инженерии.
Искусственный интеллект незаменим в научных исследованиях в вузах, делится мнением Максим Костенко, руководитель Института содержания и методов обучения Минпросвещения. Он отмечает, что машинное обучение значительно упростило анализ больших объемов данных и моделирование сложных процессов.
Кроме того, вузы применяют ИИ для создания электронных библиотек, что облегчает поиск необходимых материалов. Нейронные сети помогают выпускникам подбирать вакансии и подготавливаться к собеседованиям, отметили эксперты. Они улучшили текстовый перевод и позволяют быстро извлекать информацию из видео или собирать источники. Тем не менее, пока что скорость внедрения ИИ в образовательную практику обгоняет понимание его реальных возможностей со стороны преподавателей.
Инструмент или замена?
Несмотря на все преимущества, бесконтрольное присутствие ИИ в учебном процессе может негативно сказаться на качестве образования. Студенты, которые пренебрегают самостоятельной работой и полагаются только на тексты, созданные ИИ, рискуют потерять навыки критического мышления, предупреждает Костенко. В будущем это может привести к трудностям в ситуациях, требующих креативного подхода и глубокого понимания предмета.
Создание четких границ использования ИИ в образовательном процессе крайне важно. Например, ИИ можно задействовать для поиска иллюстраций или материалов для презентаций. Развитие навыков критического мышления поможет школьникам осознавать, что ИИ это инструмент, а не замена глубокому мышлению. Человеческий опыт по-прежнему играет ключевую роль в решении сложных задач.
Далее, переизбыток технологий может привести к формальному отношению к учебе, что в свою очередь угрожает потерей интереса к дисциплинам и уменьшением реального понимания материала.
Важно сформировать общественное мнение о том, что ИИ должен дополнять преподавателя, а не заменять его, резюмирует Костенко. Для нас это особенно актуально в рамках проекта по снижению бюрократии в преподавательской деятельности, что играет важную роль в повышении качества образования.
В согласии с законодательством
Использование ИИ в образовательном процессе должно осуществляться с соблюдением норм законодательства, включая Закон о персональных данных, чтобы обеспечить безопасность информации о студентах.
Для контроля над самостоятельностью выполнения заданий учителя применяют различные методы: выявляют непонятные формулировки и используют специальные сервисы, такие как Антиплагиат, который анализирует тексты на заимствования. Также надёжные способы проверки включают устные собеседования и творческие задания.
Многие университеты прописывают в своих внутренних документах нормы использования ИИ, а также требования к выпускным работам. Это делают, например, Московский городской педагогический университет, ВШЭ и другие ведущие вузы.
Искусственный интеллект может раскрывать потенциал каждого учащегося, персонифицировать подход к обучению и повышать общую эффективность учебного процесса, подчеркивает профессор Ирэна Роберт.
ИИ открывает новые горизонты для интерактивного обучения, позволяя анализировать достижения каждого учащегося, тем самым способствуя более глубокому пониманию учебного материала.