В романе «Мастер и Маргарита» Амвросий и Фока — персонажи второстепенные, но их диалог открывает простор для интерпретаций. Их беседа, напоминающая инверсионную «Демьянову уху», заставляет задуматься о сатирическом подтексте. Амвросий, восхваляя блюда ресторана, невольно высмеивает систему, где успех зависит не от таланта, а от принадлежности к определённому кругу.
Имя Амвросий, означающее «принадлежащий бессмертным», подчёркивает его «божественность» и связь с пищей богов. В то время как Фока, чьё имя ассоциируется с неуклюжестью, символизирует человека, неспособного вписаться в эту систему.
Интересно, что имена этих персонажей связаны с римскими епископами, что может быть намёком на линию «Москва — Третий Рим». Однако это скорее метафора, чем исторический факт.
Более убедительной выглядит отсылка к стихотворению об «рыцаре Амвросии» и тайному имени упыря Теляева из «Упыря» А. К. Толстого. В контексте романа это позволяет увидеть в Амвросии не просто поэта, но и представителя литературного цеха, который по команде кукловода Берлиоза поддерживает идеологию, враждебную творчеству мастера.
Таким образом, Амвросий и Фока становятся символами противоречий и парадоксов советской литературной жизни, где талант и творчество часто уступали место приспособленчеству и конформизму.