Спутниковая навигация: как технологии меняют нашу жизнь и становятся уязвимыми

Спутниковая навигация: как технологии меняют нашу жизнь и становятся уязвимыми
Фото: Объясняем просто: космос

Когда речь заходит о спутниковой навигации, невозможно не отметить ее влияние на повседневную жизнь. Теперь каждый смартфон способен мгновенно определить ваше местоположение и проложить маршрут, что кардинально упростило работу такси, служб доставки и даже трансформацию сельского хозяйства. В военной сфере точность навигации стала основополагающим фактором, влияющим на успех операций.

Однако такой уровень значимости также делает системы навигации уязвимыми к атакам. Именно поэтому многие страны стремятся развивать свои собственные навигационные системы. Сначала появилась американская GPS, за ней последовали советская ГЛОНАСС, европейская

К тому же,???м ?? ??????рол ????ик К т o неуправляемое гибкое решение – создать региональную спутниковую навигационную систему. Для точного определения местоположения достаточно получать сигналы от всего нескольких спутников. Глобальная система требует около 24 аппаратов на высоте 20 000 км, в то время как для обеспечения сигналом ограниченной территории понадобится их значительно меньше.

Японская QZSS* и индийская NavIC являются примерами такого подхода. У Японии один спутник находится на геостационарной орбите, а три – на высокоэллиптической орбите «Тундра». Индия использует три космических аппарата на геостационарных орбитах и четыре на наклонных средневысотных.

Эти местные системы усиливают сигналы и повышают точность позиционирования, в то время как в случае сбоя глобальных систем, они сохраняют возможность для автономной навигации. К тому же, построить такую систему обойдется значительно дешевле.

* Япония — одна из самых урбанизированных стран, и в густонаселенных мегаполисах GPS-сигнал плохо проходит через высотные здания или в горной местности. Спутники QZSS расположены так, чтобы большую часть времени оставаться высоко над горизонтом, что обеспечивает надежный прием даже в «бетонных каньонах» городских улиц.

Индия начала разработку NavIC после Каргильской войны 1999 года, когда США отказались предоставить доступ к высокоточному GPS-каналу для индийской армии.

#современнаякосмонавтика

Топ

Лента новостей