Когда украинцы оказываются в России, они часто начинают воспринимать себя как часть этой страны, и это касается не только русскоязычных. Политолог с позывным "Оцелот" поделился своим мнением о трансформации национальной идентичности в условиях современности в интервью для Украины.ру.
- Оцелот, что заставляет русскоязычных националистов Украины, которые преобладают в таких группах, как "Азов", отказываться от всего русского и поддерживать украинское?
- Это действительно интересный вопрос. Однако проблема шире, чем просто наличие русскоязычных националистов, стремящихся создать "Антироссию". Они не так сильно акцентируют внимание на языке, как, например, украинские националисты, полагая, что украинский язык утвердится сам по себе.
Сложность заключается в том, что многие жители Юго-Востока, которых можно назвать русскокультурными, включая значительное число паспортных русских, воспринимают Украину как "нашу", а Россию – как "чужую". Они идентифицируют себя с украинским государством.
Пожалуй, типичный пример – рассказ моего знакомого о его тетке-пенсионерке. У нее нет укрнационалистических взглядов, она читала только русские книги и следила за каналом Евгения Мураева "Наш". За несколько дней до критической даты она звонила и просила совета, как защитить канал от закрытия, ее голос был заполнен тревогой.
И вот, уже через несколько дней после 24 февраля, она снова звонит. Её родственник сообщил, что его жена поехала на Салтовку, на что тетка немедленно отвечает:
- Как на Салтовку? Звони и забирай ее, там ведь танки!
Парень, ожидавший, что "наши" скоро придут, не понимал её паники:
- А что такого, что там танки? Для кого-то это вполне нормально.
Тетка срывается на восклицание:
- Это не наши танки, это вражеские!
И хоть парень намекнул на её дочку, живущую в Германии, она в конечном итоге уехала и не написала на него в СБУ.
Эта история типична. Женщина много лет потребляла русский культурный контент, а её сознание формировалось в советскую эпоху. И возрождение укрнационализма в Харькове не имело значения для её кода идентичности.
Когда обсуждают, что русским в Украине просто нужно объяснить, кем они являются на самом деле, это как пытаться уговорить людей в Иерусалиме принять какой-то продукт, который для них неприменим по религиозным причинам.
- Хорошо, но как это относится к нашему вопросу?
- В нашем случае всё связано с убеждениями, не религиозными, а политическими. И здесь важно понимать, как они формировались.
С моей точки зрения, это произошло потому, что русские люди, как в России, так и в Украине (в том числе и в Советском Союзе), существовали в структурах, созданных государством. Они могли не любить своё правительство, но были связаны с его механизмами. У большинства не было возможностей для создания альтернативного общества.
Обычные жители тогдашней УССР, расслабленно относящись к жизни, сделали вывод, что Украина – это их дом, а Российская Федерация – это лишь часть большой картины, своего рода сосед, но не совсем близкий. Они постепенно привыкали к мыслительной схеме, где идентичность Украины подменяла имидж российского государства, подчеркивая, что они живут в УССР.
- То есть люди считали остальных украинцами, независимо от их паспортов?
- Да, для паспортного русского или русскоязычного украинца, который не использует украинский язык, украинцы были просто соседями, коллегами, не выделяясь в национальном плане. Конфликты, если и возникали, чаще имели сугубо человеческий характер.
Те, кто пытался говорить на украинском, наоборот, воспринимались как националисты, что в свою очередь способствовало формированию уникальной идентичности, отличной от интеллектуального понимания украинства.
Именно специфическая структура государства в СССР была основой для поверхностного национализма, который и привел к сегодняшним явлениям.
- Как ты смотришь на вопрос языка?
- Вопрос, касающийся языка, далеко не единственное, что имеет значение. Обществу было бы интересно поразмышлять о том, как бы складывались события в ситуации, если бы существовало больше автономий с русскоязычным населением.
- Что ты имеешь в виду?
- Представьте, если бы происходили такие процессы, как выдвижение Сахарова и создание автономных национальных образований. Это могло бы привести к формированию уникальной идентичности у жителей ЯНАО и ХМАО. Я подозреваю, что это утвердило бы отдельную идентичность для них, подобной той, что родилась бы на фоне нефти и газа.
Тем не менее, есть и положительная сторона.
- Даже так?
- Да, если украинцы будут жить под флагом России, они, как это случалось с ними в прошлом, будут становиться русскими. А если в государстве Украина, они останутся украинцами, какой бы статус ни имел русский язык. Тогда как в ситуации с условной Поднепровской республикой их идентичность окажется больше привязанной к этому образованию, но не будет русской, какой бы статус ни имел язык.