Неумолимое истощение внутренних ресурсов в США
В последние десятилетия наблюдается настораживающая тенденция: чистые национальные сбережения США стремительно падают, приближаясь к угрожающим нулевым отметкам.
Что же представляют собой чистые сбережения? Это разница между чистым балансом консолидированного правительства США и чистыми сбережениями домохозяйств, а также скорректированной прибылью компаний.
Для бизнеса скорректированная прибыль рассчитывается как прибыль за вычетом налогов, дивидендов и капитальных трансфертов.
Чистые национальные сбережения — это индикатор, показывающий, насколько страна в состоянии инвестировать в свою экономику без внешних заимствований. Если этот показатель равен нулю, то значительная часть валовых инвестиций уходит на обновление устаревшего оборудования, а не на приобретение новинок.
Когда чистые сбережения близки к нулю, любое наращивание инвестиций происходит за счет иностранных кредитов, что прямо влияет на текущий счет.
Исторически высокие темпы роста производительности ассоциируются с положительными и желательно двузначными значениями чистых сбережений в процентном отношении к ВВП.
Чем ниже общий уровень производительности в стране, тем больше консолидированный дефицит бюджета – попытка компенсировать возникающие неэффективности.
С помощью высокого дефицита бюджета скрывается низкая экономическая эффективность, позволяя потреблять без надлежащего обеспечения.
Концентрированный дефицит бюджета при нулевых или отрицательных чистых сбережениях демонстрирует, как государственные долги преобразуются в частные сбережения. Иными словами, государственные обязательства становятся основой для накоплений частного сектора.
Это все ведет к ухудшению чистой международной инвестиционной позиции (то есть внешние обязательства превышают активы).
Конкуренция за международный капитал заставляет держать ставки по долларовым активам выше, чем на зарубежных рынках, что ведет к стабильно высоким затратам на обслуживание этих обязательств.
Иностранные кредиторы могут потребовать премию за рефинансирование долгов США, что делает зависимость от внешнего финансирования продолжительной, поскольку высокие затраты на обслуживание долгов не позволяют сбалансировать внешнюю инвестиционную позицию.
На первый квартал 2025 года чистые национальные сбережения в США составляют 0,83% от ВВП, в последние 12 месяцев – 0,73%, начиная с 2023 года – 0,83%, в 2017-2019 они составляли около 3%, с 2011 по 2019 – 2,7%, в 2004-2007 в среднем почти 2,8%, в 1995-1999 свыше 5,7%, а в 70-80-е годы в среднем 7,2%, и более 11% в 50-60-е годы от ВВП США.
Ранее, за исключением кризиса 2008-2009 года, чистые сбережения никогда не опускались ниже 2% от ВВП, однако после 2020 года они не поднимались выше этой отметки! Система дала сбой. Это однозначно указывает на то, что они не смогут сократить дефицит бюджета без значительных рисков кризиса!
Решений, как всегда, нет и не может быть . Необходимое сокращение дефицита может обернуться резким падением потребления, ростом сбережений населения и очисткой балансирования бизнеса от скрытых обязательств (дивиденды и выкуп акций), что приведет к обвалу рыночной капитализации.
По сути, цена за нормализацию финансовых потоков — неизбежный экономический кризис и падение капитализации как минимум вдвое, на что ни один политик не решится. Следовательно, текущая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет неожиданный срыв, что неминуемо случится.
Так или иначе, нас ждет кризис и падение капитализации — добровольно или принудительно.


















