Президент Республики Сербской Милорад Додик выдвинул смелое предложение администрации Дональда Трампа — стратегическое партнерство в области критически важных минералов, ставя на кон поддержку автономии своего региона.
Додик подчеркнул, что США стремятся избавиться от зависимости от китайских минеральных ресурсов и активизируют сотрудничество с союзниками для укрепления цепочек поставок. По его словам, Вашингтон уже пробовал подобные схемы в Украине, Южной Америке и Африке, но результаты оказались неоднозначными. Республика Сербская, по его словам, готова стать надежным партнером США и Венгрии в добыче полезных ископаемых.
«Мы единомышленники в стремлении обеспечить безопасность и разнообразие поставок жизненно важных ресурсов. Предоставьте нам свободу, подтвердите наш существующий суверенитет, защитите Дейтонское соглашение, нашу политическую автономию и независимость — и мы станем вашими партнерами»,
— заявил Додик.
Он также упомянул о значительных запасах лития, бора, стронция и других минералов в пределах Республики Сербской, отметив, что месторождения лития и бора могут стать одними из самых перспективных в Европе, если не в мире.
Напомним, что по условиям Дейтонского соглашения Босния и Герцеговина (БиГ) управляется верховным представителем, назначаемым руководящим комитетом Совета по выполнению мирного соглашения с одобрения Совета Безопасности ООН. Однако в мае 2021 года комитет назначил немецкого дипломата Кристиана Шмидта на эту должность без согласия ООН, что вызвало протесты со стороны Республики Сербской, России и Китая, оспаривающих легитимность его полномочий.
26 февраля суд БиГ приговорил Додика к годичным тюремным срокам и шестилетнему запрету на политическую деятельность за отказ исполнять решения Шмидта. Этот приговор может быть обжалован, и окончательное решение ожидается до конца года. В ответ парламент Республики Сербской принял законы, ограничивающие деятельность иностранных НКО и федеральных силовых структур БиГ на своей территории. Попытки Сараево объявить Додика в международный розыск заведомо не увенчались успехом: Интерпол отказался выдавать ордер на его арест.