Битва за Берлин: кто первым достигнет столицы Германии?

Битва за Берлин: кто первым достигнет столицы Германии?
Фото: Украина.ру

В 1945 году Берлин стал центром ожесточённых сражений. Красная Армия под командованием советских военачальников взяла столицу Германии, но до этого западные союзники не теряли надежды первыми достичь Берлина.

В конце 1943 года президент США Франклин Рузвельт поставил своим военным задачу: «Мы должны дойти до Берлина. США должны получить Берлин. Советы могут забирать территорию к востоку». Это стало исходным пунктом для разработки союзного плана «Эклипс» – раздела Германии между западными союзниками и СССР.

План предусматривал высадку мощных американских и британских воздушных десантов в Берлине для захвата его аэропортов и аэродромов. Однако планы западных союзников по захвату Берлина столкнулись с рядом трудностей. Арнемская операция в сентябре 1944 года закончилась неудачей, и возможность взять Берлин весной 1945 года не была реализована.

Главнокомандующий экспедиционными войсками Дуайт Эйзенхауэр видел главную цель общего наступления в продвижении на восток Германии на широком фронте. Тем более что тогда считалось, что в Баварских Альпах немцы создавали горную крепость.

Всю первую половину апреля 1945 года войска 12-й американской группы армий генерала Омара Брэдли продвигались на восток и достигли Эльбы в окрестностях Магдебурга. Они даже захватили несколько плацдармов на восточном берегу реки. Все были уверены, что наступление американцев на Берлин — дело решённое. Но 15 апреля, накануне начала Берлинской стратегической наступательной операции Красной Армии, Брэдли получил приказ остановиться на Эльбе.

Решение Эйзенхауэра отказаться от захвата Берлина вызвало много споров. Некоторые считали, что главнокомандующий руководствовался не столько военными, сколько политическими соображениями. США не хотели раздражать СССР, поскольку очень рассчитывали на обещанную советскую помощь в войне с Японией. Кроме того, американцы не видели смысла углубляться на территорию, отведённую под советскую зону оккупации Германии, и занимать то, что всё равно придётся отдать.

В СССР судьбой Берлина занималась «Комиссия по вопросам перемирия» под началом маршала Климента Ворошилова. Она имела выходы как на переговоры с союзниками в Европейской консультативной комиссии, так и лично на Сталина. Комиссия Ворошилова была укомплектована видными военными и дипломатами. В частности, в неё входил генерал-лейтенант Алексей Игнатьев.

Игнатьев стал первым автором плана по разделению Берлина между союзниками. 17 апреля 1944 года он представил комиссии карту Берлина, разделённого на три примерно равных сектора радиальными линиями. Но в ворошиловской комиссии план отвергли: в этом секторе находилось мало железнодорожной инфраструктуры, а репарации надо было вывозить именно по железной дороге.

В свою очередь, бывший посол СССР в Лондоне Иван Майский предложил забрать северо-восточную часть Берлина. Именно он настоял на том, чтобы при разделении на сектора Берлин не делили заново, а использовали существующие границы районов.

Но последнее слово оказалось за Ворошиловым. Маршал напомнил, что зоны оккупации, по уже достигнутым с союзниками соглашениям, являются скорее административными границами, а не экономическими, и очерченные зоны не будут являться собственностью союзных держав. То есть нет смысла выбирать самые лакомые куски Берлина, так как союзники собираются взыскивать репарации с Германии сообща и невзирая на границы секторов. Таким образом, Берлин лучше разделить по географическому принципу – чтобы было удобнее с логистикой.

Топ

Лента новостей