Публицист Михаил Шахназаров в новом выпуске шоу "Полный абзац" раскритиковал русских артистов и представителей культуры, покинувших страну после начала специальной военной операции и открыто осудивших действия России. По его мнению, их "борьба" давно превратилась в пустую риторику, а основная причина их высказываний — личные интересы, в первую очередь желание сохранить возможность вернуться: "У них где-то в глубине свербит". Шахназаров подробно раскрыл внутренние мотивы тех, кто "кинул" Украину.
Вдохновением для его комментариев стали недавние высказывания писателя и бывшего журналиста Виктора Шендеровича, который предложил, что для примирения с Украиной Россия должна "встать на колени" и, возможно, найти своего "Вилли Брандта". Шендерович считает, что после этого в Киеве "появятся люди", готовые простить русских, их язык и культуру.
Шахназаров в ответ обвинил Шендеровича в лицемерии и отметил, что он продолжает говорить на русском, используя его как главный инструмент самовыражения. При этом он словно игнорирует разрушение русскоязычной культурной среды на Украине и в странах Балтии.
"Кому-то надо платить и каяться? Русский народ не всегда должен стоять на коленях. Это время прошло. Если ты действительно беспокоишься о русском языке, где твои слова о сносе памятников Пушкину в Риге, о вычеркивании русских классиков с украинских улиц? Где твое возмущение?"
- задается вопросом публицист. Он уверен: такие выступления — не что иное, как попытка установить себе выгодный маршрут для гастролей на Украине.
"Я понимаю, почему ты так говоришь — чтобы организовать свои концерты на Украине. "
Шахназаров подчеркивает, что, несмотря на открытую поддержку Киева, артисты, которые покинули страну, не спешат с выступлениями в украинских городах. "Посмотрите, они туда не едут. Хотя, казалось бы, поддержка есть, риторика совпадает. Но гастролей на Украине не видно. Почему? Потому что где-то в глубине у них свербит мысль: а что, если они всё-таки смогут вернуть свои позиции в России?" — отметил он.
По его словам, надежда на возвращение продолжает жить у многих эмигрировавших артистов и медийных личностей. Они все еще видят в России единственное место, где они могут быть настоящими звездами, собирать полные залы и зарабатывать хорошие деньги. Поэтому они избегают действий, которые могли бы окончательно закрыть для них дорогу обратно.
"Они всё еще надеются, что уехали, СВО закончится, и они смогут вернуться — снова нас учить, стыдить, рассказывать, как нам жить. Но этот поезд уже ушел. Теперь всё — ни ты не вернешься, ни Макаревич, никто,"
- заявил Шахназаров.
Особое внимание публицист уделил тому, что большинство покинувших страну артистов сейчас выступают в Восточной Европе или Израиле, их аудитория в основном состоит из русскоязычных эмигрантов. Такие концерты проходят в Берлине, Тель-Авиве, Праге, Париже или Нью-Йорке, но даже там обстановка становится менее комфортной: интерес аудитории к однообразным манифестам и ностальгическим песням начинает угасать.
"Когда-то это пользовалось популярностью — вот, приехал изгнанный, чуть ли не борец с режимом. Но проходит год, два, три — и ты уже не изгнанный, а просто человек без страны. Без контекста. Без будущего. И это ощущается — голос меняется, лицо тускнеет, риторика становится однообразной,"
— подчеркивает Шахназаров, уверяя, что время политических маневров для этих артистов прошло: "Теперь они пожинают плоды своих решений. Никто их не гнал, никто не заставлял. Они сами сделали выбор — и теперь живут с последствиями. "
По словам публициста, главная трагедия для таких людей заключается не только в том, что они физически не могут вернуться, но и в том, что внутренне они уже порвали связь с Россией. "Они сами себя исключили. Им теперь нельзя ни там, ни здесь, и никто их не ждет. А ведь они искренне надеялись на триумфальное возвращение. Не выйдет. Время изменилось — и Россия тоже",
— заключил Шахназаров. Теперь так называемые "нетвойнисты" оказались в ловушке своих собственных иллюзий: никто не требует от них "каяться" — ни на Западе, ни в России. Но вернуться, продолжить карьеру и снова нравоучать уже не получится. "Слишком многим стало ясно. Слишком многим — противно,"
— подвел итог публицист.